Фейки. Всё, что нужно про них знать в 2019 году
Специальный проект Катерины Лошко для Mediakritika.by
В апреле этого года в Индии стало популярным видео, снятое в 2016 году. Пакистанская общественная организация сняла этот видеоролик, чтобы привлечь внимание общества к проблеме кражи детей.

На видео двое мужчин на мотоцикле похищают ребёнка, который играет на улице города Карачи, а потом через некоторое время привозят его обратно. Один из мужчин разворачивает плакат с сообщением о том, что украсть ребёнка на улице не составляет труда.

В Индии этот ролик распространили в ином варианте: был показан только акт похищения ребёнка, без счастливого финала. В социальных сетях и в WhatsApp, в частности, стали рассылать сообщения о том, что в страну прибыли тысячи киднэпперов.

Приняв подобные сообщения за чистую монету, местные телевизионные каналы показывали обрезанный ролик по ТВ и предупреждали жителей об опасности. С апреля по июль разъярённая толпа избила до смерти более двадцати невинных людей, которых приняли за похитителей детей.

Так фейковая новость стала смертельной для десятков человек.


В апреле этого года в Индии стало популярным видео, снятое в 2016 году. Пакистанская общественная организация сняла этот видеоролик, чтобы привлечь внимание общества к проблеме кражи детей.

На видео двое мужчин на мотоцикле похищают ребёнка, который играет на улице города Карачи, а потом через некоторое время привозят его обратно. Один из мужчин разворачивает плакат с сообщением о том, что украсть ребёнка на улице не составляет труда.

В Индии этот ролик распространили в ином варианте: был показан только акт похищения ребёнка, без счастливого финала. В социальных сетях и в WhatsApp, в частности, стали рассылать сообщения о том, что в страну прибыли тысячи киднэпперов.

Приняв подобные сообщения за чистую монету, местные телевизионные каналы показывали обрезанный ролик по ТВ и предупреждали жителей об опасности. С апреля по июль разъярённая толпа избила до смерти более двадцати невинных людей, которых приняли за похитителей детей.

Так фейковая новость стала смертельной для десятков людей.
По версии составителей толкового словаря английского языка Collins English Dictionary, "fake news" (фейковая новость) стало словосочетанием 2017 года. Составители пишут, что фейк – это ложная, зачастую сенсационная информация, которая распространяется под видом новостей.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Фейки появились не год и не два назад. Раньше их называли «газетными утками».

Выражение «газетная утка» появилось ещё во времена Наполеона. Бельгиец Роберт Корнелиссен опубликовал в одном из журналов заметку о прожорливости уток. Он описал, как одна утка съела 19 своих сородичей. Когда эта история вышла в свет, люди посчитали её правдой. Позже автор признался в том, что разыграл читателей, а слово «утка» до сих пор есть в журналистском лексиконе.
газетная утка
В 1994 году радио National Public Radio разыграло слушателей. Ведущие рассказали, что Pepsi запустила рекламную кампанию. Все, кто сделает себе татуировку с логотипом компании, получат пожизненную скидку 10% на напитки Pepsi. Ещё несколько недель после этого в редакцию радио и в штаб-квартиру Pepsi звонили американцы, которые выполнили условия акции и хотели получить сертификат на скидку.

Телевидение и интернет дали людям возможность распространять ложную информацию намного быстрее и достигать большего количества людей. На смену безобидной «утке» пришли «фейки», жестокие и беспощадные.

С началом эры информационных войн фейковые новости стали изощрённее, а последствия вышли за рамки интернета. Ложную информацию стали распространять СМИ и телевидение. Теперь, чтобы выявить, где правда, а где выдумка, не хватает одного только здравого смысла.

БАНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЯХ



Антон Трафимович – журналист «Радыё Свабода», работает над проектом «Фактограф».

Антон рассказывает о том, как в редакции «Свабоды» проверяют информацию, почему люди сами распространяют фейковую информацию и о многом другом

ЗАЧЕМ СОЗДАЮТ ФЕЙКИ

Фейковые новости создают по разным причинам. Разберём основные:

А) Чтобы вести информационную войну. История о распятом мальчике – классический тому пример. Создатели этой фейковой новости старались сделать образ мальчика запоминающимся, и им это удалось. Никаких доказательств произошедшего не нашли, а героиня сюжета оказалась женой донбасского сепаратиста.

Б) Случайные фейки появляются из-за спешки в редакции и некомпетентности журналистов. Лавров в этом году сделал себе приятный подарок на День рождения: решил уйти в отставку, сам того не зная.

В) Медиа стремятся получить как можно больше трафика и хайпа.

Г) Фейки для коммерческих целей пользуются большим спросом в сфере псевдонаучных разработок и биодобавок с чудодейственными свойствами.

Д) Люди не перестанут верить в ложные истории, если они подтверждают их мнение о мире и вызывают сильные эмоции.
зачем создают фейки
зачем создают фейки
Дональда Трампа можно назвать самым ярким фейкмейкером современности. На конец 2018 года он, будучи президентом США, сделал 7,645 ложных заявлений.

Крупные новостные организации США на своих страницах в соцсетях продолжают постить его неправдивые высказывания без предупреждения о том, что сказанное Трампом – неправда. В результате читатели, которые привыкли потреблять новости заголовками, обмануты, а новостные ресурсы сами оказываются источниками фейков.

Зачем Трамп распространяет фейки?
Трамп популист. Он говорит то, что люди хотят слышать, и даёт ответы на сложные вопросы. Он может связывать не связываемые вещи. В CNN даже есть отдельный департамент, который отслеживает достоверность слов Трампа. Его твиттер-аккаунт – регулярный источник новостного события. Я думаю, это часть его имиджа и популярности.
Николаи Кванталиани
Николаи Кванталиани
Digital Communication Network Ambassador

КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ФЕЙКИ

Ложную информацию распространяют несколькими методами. Давайте посмотрим, как боты, тролли и сами пользователи распространяют фейковые новости и зачем сайтам нужны наши куки
БОТЫ
В социальных сетях присутствуют не только люди,
но и миллионы роботов и ботов. Они помогают распространять фейковые новости и подогревать к ним интерес общества. Социальные сети, включая Facebook, Twitter, Instagram, населяют миллионы ботов.

Боты создаются программистами. Бот – это код, который состоит из компьютерных команд. Эти алгоритмы работают в социальных сетях и в автономном режиме выполняют поставленные задачи. Они симулируют поведение человека: взаимодействуют с пользователями, делятся информацией.

Алгоритмы позволяют симулировать поведение человека. Они отвечают на вопросы и комментируют посты, как люди. С одним «но» – они пишут так, как запрограммированы писать. Боты вызывают у пользователей реакцию тем, что постят на актуальные темы.

Боты, запрограммированные распространять фейки, делают это двумя способами: ищут и постят в соцсетях непроверенную информацию либо комментируют посты и отвечают на сообщения с использованием этой информации. Такая тактика работает, потому что среднестатистический пользователь соцсетей верит всему, чем делятся другие.

Многие твиттер-боты созданы для определённых целей, причём не всегда плохих. Боты могут быть полезными и информативными. Бот @softlandscapes делится абстрактными пейзажами в пастельных тонах каждые шесть часов, а @earthquakeBot твитит о землетрясениях выше 5 баллов.

ТРОЛЛИ
Одним из средств информационной войны являются тролли. Тролли – это люди, которые размещают грубые или провокационные комментарии и сообщения в интернете на темы, которые определяет заказчик.

Чем больше раздражения и недовольства им удаётся вызвать у других людей, тем более эффективными они считают свои действия. Конструктивный диалог с ними невозможен.

Поэтому лучший способ борьбы с ними – игнорирование их комментариев и сообщений либо блокировка аккаунта.

Главная задача тролля – создать конфликт, распространить ложные данные и повлиять на общественное мнение. Тролли подделывают фото и скриншоты, изменяют свидетельства очевидцев и сеют панику среди пользователей интернета.

ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.
ТАРГЕТИНГ
Вебсайты отслеживают и запоминают всё, что вы делаете на сайте. Они хранят информацию о личных предпочтениях, настройках, отслеживают сеансы. Эти данные называются куки.

На основе cookie рекламные компании показывают пользователям рекламу, то есть, таргетируют её. В таком случае рекламу видит определённая группа людей, выбранная по десяткам, а иногда и сотням параметров. В случае с Google выдача определяется по 200 параметрам.

В июле этого года Facebook оштрафовали на 500 тысяч фунтов стерлингов из-за того, что компания не смогла защитить личные данные 50 миллионов своих пользователей. Консалтинговая компания Cambridge Analytica собирала данные пользователей в Facebook без их ведома и распространяла таргетированную политическую рекламу во время предвыборной кампании 2016 года. Возможно, с помощью этой рекламы Дональд Трамп получил больше шансов победить на выборах президента США в 2016 году.

Личные данные пользователей позволяют таким фирмам дёргать за нужные ниточки и манипулировать нами. Манипуляторы могут добиваться различных целей и распространять не только рекламу, но и фейковые новости. Чем точнее таргетинг, тем больше вероятность, что люди отреагируют.

Спастись от сбора куки поможет режим инкогнито. Чтобы включить режим в браузерах Chrome и Opera, нажмите комбинацию клавиш Ctrl + Shift + N. Для других браузеров это комбинация Ctrl + Shift + P.

БОТЫ
В социальных сетях присутствуют не только люди,
но и миллионы роботов и ботов. Они помогают распространять фейковые новости и подогревать к ним интерес общества. Социальные сети, включая Facebook, Twitter, Instagram, населяют миллионы ботов.

Боты создаются программистами. Бот – это код, который состоит из компьютерных команд. Эти алгоритмы работают в социальных сетях и в автономном режиме выполняют поставленные задачи. Они симулируют поведение человека: взаимодействуют с пользователями, делятся информацией.

Алгоритмы позволяют симулировать поведение человека. Они отвечают на вопросы и комментируют посты, как люди. С одним «но» – они пишут так, как запрограммированы писать. Боты вызывают у пользователей реакцию тем, что постят на актуальные темы.

Боты, запрограммированные распространять фейки, делают это двумя способами: ищут и постят в соцсетях непроверенную информацию либо комментируют посты и отвечают на сообщения с использованием этой информации. Такая тактика работает, потому что среднестатистический пользователь соцсетей верит всему, чем делятся другие.

Многие твиттер-боты созданы для определённых целей, причём не всегда плохих. Боты могут быть полезными и информативными. Бот @softlandscapes делится абстрактными пейзажами в пастельных тонах каждые шесть часов. Бот @earthquakeBot твитит о землетрясениях выше 5 баллов.

ТРОЛЛИ
Одним из средств информационной войны являются тролли. Тролли – это люди, которые размещают грубые или провокационные комментарии и сообщения в интернете на темы, которые определяет заказчик.

Чем больше раздражения и недовольства им удаётся вызвать у других людей, тем более эффективными они считают свои действия. Конструктивный диалог с ними невозможен.

Поэтому лучший способ борьбы с ними – игнорирование их комментариев и сообщений либо блокировка аккаунта.

Главная задача тролля – создать конфликт, распространить ложные данные и повлиять на общественное мнение. Тролли подделывают фото и скриншоты, изменяют свидетельства очевидцев и сеют панику среди пользователей интернета.

ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.
ТАРГЕТИНГ
Вебсайты отслеживают и запоминают всё, что вы делаете на сайте. Они хранят информацию о личных предпочтениях, настройках, отслеживают сеансы. Эти данные называются куки.

На основе cookie рекламные компании показывают пользователям рекламу, то есть, таргетируют её. В таком случае рекламу видит определённая группа людей, выбранная по десяткам, а иногда и сотням параметров. В случае с Google выдача определяется по 200 параметрам.

В июле этого года Facebook оштрафовали на 500 тысяч фунтов стерлингов из-за того, что компания не смогла защитить личные данные 50 миллионов своих пользователей. Консалтинговая компания Cambridge Analytica собирала данные пользователей в Facebook без их ведома и распространяла таргетированную политическую рекламу во время предвыборной кампании 2016 года. Возможно, с помощью этой рекламы Дональд Трамп получил больше шансов победить на выборах президента США в 2016 году.

Личные данные пользователей позволяют таким фирмам дёргать за нужные ниточки и манипулировать нами. Манипуляторы могут добиваться различных целей и распространять не только рекламу, но и фейковые новости. Чем точнее таргетинг, тем больше вероятность, что люди отреагируют.

Спастись от сбора куки поможет режим инкогнито. Чтобы включить режим в браузерах Chrome и Opera, нажмите комбинацию клавиш Ctrl + Shift + N. Для других браузеров это комбинация Ctrl + Shift + P.

Как распознать бота
Фейки ближе, чем вы думаете. Особенно опасно то, что раньше чаще всего ложную информацию распространяли по незнанию, сейчас же – намеренно.

Каждый должен быть начеку. О том, как распознать фейки – читайте в следующей главе.

Кстати

Бразилия. В начале 2017 года вирус жёлтой лихорадки начал двигаться к большим прибрежным городам. На протяжении двух лет Министерство здравоохранения пытается привить миллионы людей.

Однако фейковая информация тормозит темпы вакцинации. Пока одни бразильцы стоят в очередях в поликлиниках, другие решили отказаться от прививок.

В социальных сетях массово распространяются слухи о смертельных реакциях на вакцину от лихорадки. По WhatsApp ходило аудиосообщение от женщины, которая представилась врачом исследовательского института. Она предупреждала о том, что вакцина крайне опасна. Но в институте отрицают, что эту запись сделал кто-то из их работников.

В одном из фейковых сообщений в WhatsApp обещают, что, если каждый день пить смесь из фруктов и овощей, организм будет защищён от жёлтой лихорадки.

С июля 2017 года до середины мая 2018 было зафиксировано 1,098 случаев заражения и 340 смертей. В 2017 году от аллергии на вакцину умерло шесть человек. Количество смертей, к которым привел фейк, не известно.