Борются с фейковой информацией на нескольких уровнях с помощью разных методов: через запреты, разоблачения фейков или обучение медиаграмотности
Борьба с фейками
Борются с фейковой информацией на нескольких уровнях с помощью разных методов: через запреты, разоблачения фейков или обучение медиаграмотности
Борьба с фейками

УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВА

Противники таких мер придерживаются мнения, что подобные законопроекты приведут к цензуре и ограничению свободы слова. Постепенно интернет становится несвободным.

Reuters пишет, что 60% европейцев хотят, чтобы правительство начало бороться с фейками, а в США этот показатель составляет 41%
В 17 странах приняли или предложили законопроекты по ограничению онлайн-медиа, чтобы бороться с фейковыми новостями и онлайн-манипуляциями
В 17 странах приняли или предложили законопроекты по ограничению онлайн-медиа, чтобы бороться с фейковыми новостями и онлайн-манипуляциями

Противники таких мер придерживаются мнения, что подобные законопроекты приведут к цензуре и ограничению свободы слова. Постепенно интернет становится несвободным.

Reuters пишет, что 60% европейцев хотят, чтобы правительство начало бороться с фейками, а в США этот показатель составляет 41%.
20 ноября во Франции приняли два законопроекта против распространения фейковых новостей во время предвыборных кампаний. Партии или кандидаты могут действовать против распространения ложной информации за три месяца до выборов по ускоренной юридической процедуре.

1 января 2018 года в Германии вступил в силу Закон о мерах в отношении социальных сетей. Закон обязывает крупнейшие сетевые платформы, такие как Facebook, Instagram, Twitter и YouTube, оперативно удалять «незаконный контент». Речь идет о широком круге высказываний: от оскорбления представителей власти до прямых призывов к насилию. Размер штрафа достигает 50 млн евро.

Критики утверждают, что власти Германии перекладывают ответственность за высказывания третьих сторон на администраторов соцсети. Закон не предусматривает судебную защиту, если администрация соцсети ради перестраховки нарушит право человека на свободу слова.
Должно ли государство регулировать вопрос фейков?
Я против какой-либо цензуры. Я за то, чтобы такие вопросы решать снизу, то есть, образовывать людей, чтобы они сами искали источники достоверной информации. Это необходимый навык в современном мире. Под предлогом борьбы с фейковыми новостями государство может цензурировать СМИ. В таком случае государства могут переходить из демократии в недемократический режим.
Николаи Кванталиани
Digital Communication Network Ambassador

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕБ-САЙТОВ

С помощью курсов, лекций, игр и пособий они обучают людей медиаграмотности.

Быть медиаграмотным – значит понимать, что стоит за информацией, которую мы получаем в ежедневном потоке статей и новостей.
Сотни организаций и веб-сайтов ведут борьбу с фейковой информацией, манипуляциями и пропагандой
ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕБ-САЙТОВ

С помощью курсов, лекций, игр и пособий они обучают людей медиаграмотности.

Быть медиаграмотным – значит понимать, что стоит за информацией, которую мы получаем в ежедневном потоке статей и новостей.
Сотни организаций и веб-сайтов ведут борьбу с фейковой информацией, манипуляциями и пропагандой.
ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.
Беларусские организации и сайты

В Беларуси на государственном уровне медиаграмотности уделяют мало внимания. В основном это делают независимые общественные институты и журналисты

Вот уже пять лет Mediakritika.by активно занимается темой медиаграмотности. За это время мы сделали десятки аналитических статей, тестов, инфографик. Рассказали, как в Беларуси и в соседних странах учат медиаграмотности. А в 2016 году представили адаптированную для беларусской аудитории игру Медиазнайка.

Товарищество Белорусской школы ведёт информационную и методическую работу, касающуюся медиаобразования. Делают это на портале для учителей, в FB-группе «Медыяадукатар» и на некоторых других платформах.

ECLAB проводит авторские курсы по массовой культуре и медиа. Студенты учатся видеть скрытые сообщения медиатекстов, создавать авторские презентации и арт-проекты, а также обоснованно писать о зрительском опыте.

Этой осенью сайт Svaboda.org запустил проект «Фактограф». Журналисты «Радыё Свабода» проверяют противоречивые высказывания политиков и подозрительные новости, факты и слухи.
Зарубежные организации и сайты

Politifact.com – независимая американская организация, которая занимается фактчекингом в сфере политики США. Журналисты проверяют правдивость высказываний политиков и оценивают их по рейтингу от "Правды" до "Наглой лжи" .

Snopes.com специализируется на критическом изучении мифов, слухов и другой спорной информации.

Bellingcat.com проводит расследования различной тематики на основе открытых источников.

VoxUkraine.com – украинская аналитическая платформа, которая занимается исследованиями в сфере экономики и политики Украины.

StopFake.org специализируется на разоблачении фейков о событиях в Украине и Крыму.

FactCheck.kz – молодой фактчекинговый проект Центральной Азии, который занимается мониторингом и проверкой значимых и резонансных новостей, фактов и заявлений публичных персон.

В некоторых изданиях существуют целые разделы по фактчекингу. В The Washington Post это Fact Checker, в BBC Reality Check.

УРОВЕНЬ КОМПАНИЙ

Компании будут инвестировать в новые технологии, с помощью которых пользователи будут видеть, насколько новости правдивы.

Также компании обязались ограничить доступ политическим партиям к рекламе. Ежегодно третья сторона будет публиковать отчёты о работе компаний по борьбе с фейками.

Такие меры приняли в связи с тем, что в 2016 году во время выборов в США в интернете распространялись ложные новости и политическая пропаганда.
В октябре Google, Facebook, Twitter и другие компании пообещали бороться с распространением фейковых новостей в Европе.
ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.
Компании будут инвестировать в новые технологии, с помощью которых пользователи будут видеть, насколько новости правдивы.

Также компании обязались ограничить доступ политическим партиям к рекламе. Ежегодно третья сторона будет публиковать отчёты о работе компаний по борьбе с фейками.

Такие меры приняли в связи с тем, что в 2016 году во время выборов в США в интернете распространялись ложные новости и политическая пропаганда.
В октябре Google, Facebook, Twitter и другие компании пообещали бороться с распространением фейковых новостей в Европе.
ЛЮДИ
Несмотря на то, что социальные сети блокируют миллионы подозрительных аккаунтов, фейки будут жить годами. Ведь распространяют фейковые новости в первую очередь люди.

Наше уязвимое место в социальных сетях – популярность. Если пост собрал сотни лайков и комментариев, доверие к нему возрастает в разы. Из-за алгоритмов соцсетей больше охвата получает пост, под которым много взаимодействия. Таким образом, им охотнее делятся и комментируют его. Эта схема работает не только с фейками, но и с настоящими публикациями.

В Twitter пользователи ретвитят фейки на 70% чаще, чем правдивые посты. Настоящие посты вызывают у людей радость, недовольство или надежду. Фейковые новости – удивление, страх, шок и отвращение. Именно сильные эмоции подталкивают людей поделиться новостью.
FACEBOOK

В 2017 году Facebook запустил инструмент пометок фейковых новостей. Чтобы у новости появилась специальная пометка, на новость должны пожаловаться другие пользователи Facebook. После нескольких жалоб подобного рода информация отправляется на проверку независимым организациям, которые занимаются фактчекингом. Если организации приходят к выводу, что новость фейковая, на публикации появляется пометка.
фейковая новость
Специальная пометка в Facebook
В большинстве случаев пометка появляется уже после того, как фейковая новость становится популярной. Поэтому сказать точно, насколько хорошо работает такой инструмент, невозможно.

В начале этого года Facebook изменил свои алгоритмы показа новостной ленты. Теперь пользователи видят больше публикаций друзей. Марк Цукерберг заявил, что эта мера связана для того, чтобы пользователи общались больше между собой, а не со страницами брендов.

Критики считают, что изменения вызваны несколькими факторами, включая иностранное вмешательство в выборы, распространение ложной информации, эксплуатацию человеческой психологии ради получения прибыли.
TWITTER

Twitter борется с фейковыми новостями другими методами. Летом платформа стала запрашивать больше персональных данных для регистрации на ресурсе. Соцсеть требует подтверждения адреса почты или номера телефона.

После выборов 2016 года Twitter стал внедрять новые технологии для обнаружения ботов, троллей и распознавания ложной информации. Так Twitter предотвращает появление 50,000 спам-аккаунтов каждый день.

Если страны намерены сохранить демократию, у них получится это сделать. Но при условии, что компании, власти и гражданское общество вместе разработают подходы к решению вопроса манипуляций, пропаганды, фейков и обучения медиаграмотности.

КСТАТИ

Шри-Ланка. В Facebook распространилась информация о том, что мусульманское меньшинство Шри-Ланки собирается стерилизовать буддистов-сингальцев. Ситуация обострилась в тот момент, когда в городе Ампара посетитель ресторана, сингалец, нашёл в своём блюде что-то похожее на таблетку. Он обвинил работников ресторана в том, что они собирались его стерилизовать. Оказалось, что посетитель принял за таблетку муку.

После того, как видео с этим случаем запостили в Facebook, разъярённые сингальцы сильно побили владельца ресторана, разрушили ресторан и подожгли мечеть.

Через несколько дней в Facebook появилась информация о том, что в рамках заговора мусульмане убили водителя грузовика, сингальца. Тогда толпы буддистов убили трёх человек.

В марте правительство Шри-Ланки заблокировало Facebook, WhatsApp, Instagram и Viber, чтобы побороть этническое напряжение в стране.